Оговорюсь сразу: я далека от намерения поскулить о добрых старых временах. Времена были разные, и на мое отношение к книгам, к чтению они не влияли. Среди одноклассников, с которыми я плечом к плечу прошла от начала первого до конца десятого класса, далеко не все, к примеру, любили читать, любили добывать из книг информацию. То же мы наблюдаем и теперь: одни читают, умеют и любят это делать, другие – нет.
Так вот, в старые добрые времена, почти все школьные годы в моем распоряжении были два комплекта «Детской энциклопедии». В школьной библиотеке – 10-томное «старинное» издание – первое, в желтых переплетах. Дома – новое, третье по счету: 12-томное, разноцветное, выходило с 1971 по 1978 годы. Как я узнала потом, меж ними случилось издание второе, серо-зеленое, кажется, но общаться с ним мне не пришлось.
Подпиской на разноцветный 12-томник нашу семью осчастливила тетя, которая работала в книжном магазине (ровесники сей факт оценят, младшие поколения не поймут). Так что тома энциклопедии поступали в наш дом по мере выхода – и потому обнюхивались и распробовались мною почти как иллюстрированный журнал.
Отношение к многотомнику как к справочнику возникло позже, когда это собрание сведений о мире, которое Академия педнаук сочла достойным внимания советского ребенка, выстроилось на книжной полке в порядке, обусловленном классической мнемонической формулой об охотнике и фазане.
И тогда, при первой встрече с ДЭ, и сейчас я считаю этот многотомник изданием идеальным для формирования осведомленности ребенка в делах окружающего мира. Энциклопедия была универсальной, представляла все науки естественно-научного и гуманитарного циклов, каждый из 12 томов характеризовал одну или две науки. В качестве иллюстраций были использованы фотографии, рисунки, схемы, статьи дополнены таблицами.
Как видно по выпускным данным, что помещены в конце каждого тома, на одну книгу уходило от 6 до 10 месяцев – сужу по датам сдачи в набор и подписания в печать. Каждый том имел своего ведущего редактора – надо думать, специализировавшегося в теме. В коллектив, готовивший том, входили редакторы художественный и технический, художники-«книжники», иллюстраторы – авторы рисунков, схем, фотографий.
В плане полиграфическом ДЭ была исполнена великолепно.
Вызывал уважение избранный для комплекта формат – «энциклопедический»; книги имели твердый переплет, обтянутый тканью, готовило многотомник издательство «Педагогика» Академии педнаук СССР.
Книжный блок шитый, открывается легко – раскрыв книгу, ее не надо придерживать, чтоб не захлопнулась.
О бумаге особо – не блестит, не бликует, цвет не холодный, иссиня белый, а теплый. «Офсетная Гознак № 1» (сейчас глянула характеристики этой бумаги – все по ГОСТ: «изготавливается из беленой целлюлозы – используется для изготовления многоцветных изданий длительного срока службы, содержащих полутоновые иллюстрации»).
Структуру книги характеризует развернутое оглавление на форзаце, собственно книгу открывает предисловие за подписью видного деятеля той научной дисциплины, которой посвящен том. Разделы делятся на главы, главы – на подглавы. Отдельно даны жизнеописания великих людей данной области науки.
Каждый том содержит раздел «практический». Скажем, том «Растения и животные» имеет сведения «В помощь юному натуралисту». Том «Техника и производство» – «Юным любителям техники». Том «Мир небесных тел. Числа и фигуры» – для первой части – «Юный астроном», вторая часть имеет в подверстке «Занимательные задачи и вопросы».
Обязательно в каждом томе находится «Справочный отдел», включающий тематические список литературы, летопись знаменательных дат из истории отрасли. А также – словарь-указатель со ссылками на страницы, где упомянуты тот или иной деятель науки, термин. В заключение дается список сокращений.
Скучнее всего, на мой вкус, оказался том по истории России, красный десятый том. Все прочие я считаю замечательными и по оформлению, и по содержанию, актуальности не потерявшими по сей день. ДЭ 1970-х гг. и в наши дни годится для тех, кто сейчас находится в «адресном» возрасте: на обороте титула сказано – «для среднего и старшего школьного возраста».
Но я бы сейчас в целевую аудиторию поместила родителей, пребывающих в недоумении по поводу критериев выбора книг для деточек. И потому, исходя из вышеперечисленных достоинств «Детской энциклопедии» прошлого века, возьмусь предложить практические советы родителям, выбирающим книги для детей:
1. Посмотрите на последнюю страницу. Если на ней нет сведений о корректоре – поставьте книгу на полку, она – не ваш выбор.
2. Корректор есть? Откройте книгу. Если она раскрывается плохо, стремится захлопнуться – верните книгу торговцу, вам она не нужна – и вам, и ребенку будет противно бороться с таким книжным блоком. Если он клееный – в конце концов окажется сломан, книга станет рассыпаться.
3. Посмотрите на бумагу. Возможно, в торговом зале магазина не тот свет, чтоб рассмотреть оттенок белой бумаги, но фактуру-то вы оценить сможете. Вам нужна книга из плотной и гладкой, но матовой, не блестящей бумаги, что даст гарантию долговечности книги и окажется удобно для читателя.
4. Есть корректор – книжку можно открыть, не рискуя сломать переплет, а бумага не напоминает промокашку, как и не вызывает ассоциации с глянцевым журналом, – ищите «Содержание». Если в нем значатся лишь предисловие, перечень номеров глав и заключение, вам такая книга не нужна. Нужна та, автор и редактор которой не поленились обеспечить читателям удобства в путешествии по книге. А именно: создали оглавление развернутое, характеризующее содержание книги, многоступенчатое.
5. Выбирая справочник, научно-популярную, научную книгу, ищите в описанной «Содержанием» структуре вспомогательно-справочный аппарат. Я не советую интересоваться такими книгами, в которых отсутствуют указатели. Такое отсутствие стало дурной модой нынешнего времени. Меж тем указатели имен, географических названий, терминов, предметов очень нужны читателю. И читателю с богатым опытом и хорошим вкусом, и начинающему: мы ведь хотим у детей воспитать хороший вкус?
Этот перечень содержит советы, так сказать, технические. Основаны они на простом допущении: если издательство потрудилось исполнить требуемое хотя бы этими пятью пунктами – вряд ли оно схалтурило по части текста и иллюстраций.
Наконец последнее: не жалейте на книги денег. Не ждите, что хорошая книга для вашего ребенка, над которой честно работали все, от автора до печатника, будет сравнима по цене с туалетной бумагой.