http://shkolazhizni.ru/img/content/i109/109371_medium.jpg
Рубенс. «Семья сэра Балтазара Гербье». 1629. Королевская коллекция, Лондон, Англия

Мы – в Национальной галерее искусств, в Вашингтоне, в Соединенных Штатах Америки. Национальная галерея – один из богатейших музеев мира, но сегодня нас интересует только полотно Рубенса «Дебора Кип с детьми». На фоне бордовых драпировок, колонн, полуколонн-кариатид и неопределенного пейзажа сидит миловидная женщина с младенцем на руках, около нее стоят еще трое детей разного возраста.

Женщина – жена Балтазара Гербье. Они поженились в 1627 году, ему в то время было 35 лет. Историки пишут, что у них было 8 детей. На портрете – только четверо (картина датируется 1630 годом, то есть спустя три года после женитьбы, что уже интересно!).

Где же остальные дети и почему их здесь нет? Какой возраст у детей на портрете (даты их рождения неизвестны, так же как и их дальнейшая судьба)? Как можно соотнести датировку портрета с возрастом этих детей? У искусствоведов на эти вопросы ответов нет (может быть, потому что у них не было информации об этом семействе?)

А теперь заглянем в Королевский музей в Англии. Снова нас интересует только один портрет работы Рубенса: «Семья сэра Балтазара Дербье». Странное дело: в этом полотне почти точно воспроизведена картина, находящаяся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. И датируется приблизительно так же – 1629 год. Но кроме детей Деборы Кип и окружающих ее детей на полотне появился и отец семейства – Балтазар и еще 5 детей! Что все это может значить?

О Балтазаре Гербье (Жербье) известно, что это был необычайно талантливый человек. Родился он в Миддлбурге в Зеландии (на юго-западе Нидерландов), стал художником, инженером, строителем. Он был специалистом по осадным машинам и поэтому попал в армию под начало принца Оранского (в те времена Нидерланды воевали против владычества Испании, штурмом или осадой выбивая испанских солдат из занятых ими крепостей). Он был настолько яркой личностью, что принц послал его в 1616 году (Балтазару всего 24 года!) с дипломатическим поручением в Англию.

Гербье во время пребывания в Англии завоевал симпатии герцога Букингема, поступил к нему на службу и выполнял множество его поручений: от перестройки дворцов герцога до закупки экспонатов для его коллекции художественных произведений.

(После смерти герцога Гербье продолжал служить английскому королю Карлу I и как дипломат, и как знаток изобразительного искусства.)

Питер и Балтазар познакомились в 1625 году и стали друзьями. (Сэр Джон Кок – Жаку Хану. Лондон, 15 июня 1629 г. [англ.] [...] Во вторник после Троицына дня (по нашему календарю) в Лондон приехал художник Рубенс, его поселили в доме его близкого друга Жербье...)

В 1629 году после смерти Изабеллы Питер решил продать свою коллекцию, и Гербье от имени герцога Букингема вел с ним переговоры (после смерти Рубенса в 1640 году Балтазар приехал в Антверпен и оттуда послал уже Карлу I опись коллекции).

Начало истории этих портретов неизвестно. Следы продаж, перехода из рук в руки отмечаются с большей или меньшей достоверностью спустя приблизительно 50 лет после смерти Гербье (уверенно можно сказать, что этих картин нет в посмертной описи имущества Питера Пауля Рубенса).

Вернемся к детям. На большом портрете их 9. Кто же лишний? Кто затесался в эту почтенную семью?

Вот на картинке они все по старшинству (кроме младенца на маминых руках). Из общего ряда явно выдаются крайняя левая и крайняя правая девочки. У них другой цвет волос, и правая девочка заметно старше самого старшего из остальных детей. Кто бы это мог быть?

Эти двое занимают почти центральное место на полотне и одновременно отделены от других детей. Может быть, это племянницы Балтазара или Деборы, которых они взяли к себе после недавней смерти родителей (девочки выглядят встревоженными). И в центре они оказались не случайно: это как бы специально подчеркивает их равное положение в семье.

В таком случае, где восьмой ребенок? Скорее всего, он родился после того, как полотно было написано. А отец семейства, сам художник, не решился приложить свою руку к творению «короля художников». Да и технически это было бы невозможно: все повзрослели, куда вписать младенца?

Для Рубенса это было нечто совершенно необычное: никогда в его работах не было такого количества детей разного возраста (путти не в счет)!

Как появились эти портреты? Еще раз вернемся к датировке. Как видно, самому старшему ребенку не меньше 9-10 лет. Простая арифметика: Балтазар женился в 1627 году, первый ребенок появился через год, каждый год еще по ребенку – портрет мог появиться не раньше, чем через 9-10 лет. Значит, возможная датировка – 1636-1637 год. Может быть, чуть позднее, 1638 год.

Искусствоведы пишут, что якобы портреты были написаны не самим Рубенсом, а в его мастерской. Сомнительно прежде всего потому, что предложить другу художнику, можно сказать эксперту, картину, написанную второй рукой?.. И потом, для того, чтобы написать такое полотно, нужны были этюды (если бы Рубенс писал это все у себя в Антверпене). Кто их привез? Кто их сделал? На эти вопросы ответа нет.

Видимо, несмотря на подагру, Питер побывал в Англии в эти годы (1638-1639) и написал эти портреты собственноручно с натуры. Поводом для такой поездки вполне могли быть дела, связанные с королевской коллекцией.

(Свидетельство о тяжести болезни Рубенса – письмо Балтазара королю Англии:
«Жербье – Карлу I
Брюссель, 14 сентября 1635 г. [англ.]
Ваше Величество.
Два месяца тому назад я получил приказание позаботиться об отправке картин сэра Питера Рубенса для Банкетного дворца Вашего Величества, причем получить освобождение от пошлин.
Тогда же я написал об этом сэру Питеру Рубенсу, прося сообщить, когда мне следует приехать в Антверпен. Он ответил, что решил переписать большинство этих картин у себя дома, где у него есть под рукой все необходимое; к тому же он опасается, что морское путешествие вызовет приступ подагры, от которой он часто страдает.
Позже он написал, что эта болезнь почти месяц удерживала его в постели и по этой причине картины еще не вполне закончены. [...] Вашего Величества и пр.
Б.Жербъе.»)

А почему два портрета? Да еще в большом – почти точная копия первого? Может быть, малый портрет был своего рода этюдом, пробой: не прописан пейзаж (в отличие от большого полотна). Может быть, вначале предполагалось два портрета: жена с одной группой детей, а Балтазар – с другой. Видимо, в семье царила атмосфера любви и уважения к матери: отец как бы в тени.

Скорее всего, семейный портрет не был заказным, а Рубенс написал его по собственному желанию. С одной стороны, это была как бы благодарность многолетнему другу за его хлопоты по продажам полотен художника, с другой – знак глубочайшего почтения матери такого многочисленного семейства.