Есть ли в современном мире хоть один человек, которому не известно выражение «улыбка Моны Лизы?»
А кто-нибудь, кому не известно имя гениального художника эпохи возрождения Леонардо да Винчи? Вряд ли, и, пожалуй, не будет ошибкой назвать это его произведение самым известным среди всех прочих, когда-либо существовавших под Луной.
Тайна улыбки Моны Лизы занимала умы самых разных людей, самых разных сословий и эпох. Многие хотели обладать загадочной картиной и были готовы платить за нее целые состояния, что приводило к неоднократной краже полотна.
Но в конце концов она снова возвращалась на свое «царское» место в Лувре. Там, в так называемой Квадратной Комнате, за толстым бронированным стеклом, ее загадочная улыбка продолжает пленять посетителей.
Рядом с этим шедевром остальные произведения искусства бледнеют и теряются. Непревзойденные работы таких авторов, как Перуджино, Тициан и Рафаэль, кажутся всего лишь скромной свитой блистательной картины-королевы.
Джоконда
Передать словами все великолепие картины практически невозможно. Чем больше вы ее созерцаете, тем больше очаровываетесь этой неземной таинственностью, покорявшей сердца многих поколений задолго до вас.
Джоконда изображена сидящей. Ее тело развернуто влево, лицо немного больше к зрителю, в то время как карие глаза смотрят прямо на вас. Каштановые волосы обрамляют светлое лицо и ниспадают на плечи, зеленоватое платье с глубоким вырезом несколько оживлено светлыми рукавами.
На заднем плане – красивый пейзаж в теплых, мягких, темных тонах, с холмами, горами и тропинкой, вьющейся наверх. Несколько сумрачное небо указывает на раннее утро или склоняющийся к вечеру день.
Картина всего лишь 77 сантиметров в высоту и 53 в ширину. Тем не менее фон с далекими горами создает впечатление монументальности. Кроме недосягаемой красоты, шедевр передает идеи художника, сформулированные им в его трактате по живописи. Например, в ней безупречно показан сфумато-эффект – отказ от четких очертаний в пользу воздушного впечатления. Это придает работе некую холодность и в то же время иллюзию живого дышащего тела.
История
По одной из версий, работа над картиной началась в 1503 году, Джоконде тогда было 24 года, а Леонарду – 51. Считается, что художник работал над ней 4 года, но, по его мнению, она так и осталась неоконченной. Историк Вазари, являвшийся истинным поклонником творчества художника, утверждал, что этот портрет был написан с жены Франческо дель Джоконде.
Другая же, более новая теория гласит, что шедевр создавался с 1514 по 1515 годы. Согласно этой версии, женщина, изображенная на картине, – на самом деле герцогиня Костанца д'Авалос. Эта прекрасная леди и вдова Федериго дель Бальцо была воспета в поэме Энео Ирпино, где также упоминалось о том, что Леонардо писал ее портрет.
К тому же версия историка Вазари выглядит неправдоподобно еще и потому, что Леонардо оставил портрет себе и даже взял его с собой во Францию. Да и вообще, художник почему-то проявлял необыкновенную привязанность к своему детищу и соответственно – особую тщательность в работе над ним.
Например, он использовал один весьма необычный прием: во время написания картины он держал в мастерской шутов, певцов и игроков на музыкальных инструментах. Они все время развлекали позировавшую женщину, дабы удалить с ее лица следы усталости и скуки, которыми так часто грешат портреты.
От работы над этой картиной художник никогда не уклонялся, как это часто случалось с другими заказами. Тратил на нее все свободное время, отдаваясь написанию этого шедевра с непостижимой страстью вдохновленного творца.
Ввиду этого многие осмеливались предполагать, что между моделью и художником существовала некая весьма интимная связь.
Что ж, в любом случае ясно одно: Мона Лиза пробудила в гениальном художнике такое вдохновение, результат которого столетиями продолжает восторгать и очаровывать умы людей по сей день.