Можете ли вы жить без чтения на сон грядущий? Я – нет. И хотя меня не раз тыкали носом, что время перед сном следует посвятить анализу прошедшего дня и, следовательно, нравственному росту, а если уж читать, то вещи серьезные, проблемные, в крайнем случае классиков, – заснуть без легкого чтива не удается.
Но вот проблема: а что бы такое вкусное почитать? Чтобы если уж вымысел, то детерминированный, а язык – легкий, да еще с юмором желательно.
На что мы ориентируемся, выбирая книгу в магазине? На имя автора? Безусловно. Ну а если прочитаны уже все его предыдущие произведения и сделан вывод: все, ребята, исписалась популярная звезда (оно и понятно, человек не конвейер, и шлепать по три романа в год, это знаете ли…). Тогда на тематику.
Чем круче спираль технического прогресса, тем больше интереса к магии: тема волшебства стала весьма и весьма популярной. Спрос рождает предложение. Маги, чародеи, ведьмы (ах да, еще вампиры) продаются кланами и индивидуально, с завлекательными аннотациями и красочными обложками. Жаль только, что по цене примерно одинаковы, а вот по мастерству…
Вот три книги, которые мне довелось прочитать в последнее время:
«Профессия – ведьма» Ольги Громыко.
«А что вы хотите от Бабы-яги?» Елены Никитиной.
«Временная ведьма» Марины Миловановой.
Все три автора – женщины. Все три книги относятся к жанру юмористической фантастики. Все три написаны от первого лица. Героини всех трех романов – тоже женщины, наделенные магическими способностями, только одна окончила магическую школу, вторую из подобной школы выгнали, а третья получила магические способности непонятно как.
У Ольги Громыко великолепный язык, замечательное чувство юмора, идеи, разрушающие стереотипы. Вот, например, вампиры. Собственно, что нам о них известно? Обладают клыками и крыльями. Жестоки (вспомним Дракулу). Пьют кровь, предпочтительно девственниц. Практически бессмертны. Не отражаются в зеркале, боятся осины и чеснока.
Однако героиня романа, кроме магических, далеко не хилых способностей, отличается еще и характером. «Ты никогда не слушаешь старших, – констатирует ее Учитель, – не веришь сплетням и наговорам; чтобы тебя убедить, нужно подсунуть правду тебе под нос, дать ее пощупать и понюхать, а уж потом ты никому не позволишь сбить себя с толку».
А потому именно Вольхе Редной суждено разобраться в вампирьей сущности. «Итак, раз уж я сунула голову в пасть к вампиру, что мешает мне пересчитать ему зубы? То бишь, лишенная возможности послужить на благо общества, займусь-ка я самообразованием. И пока меня никто не трогает, соберу материал для курсовой.
Начала я с прописных истин. Тюдоровские «Кровопийцы» послужили мне практическим руководством. Я добросовестно изучила их от корки до корки, подчеркнула наиболее категоричные абзацы и отправилась их опровергать.
Первым и главным из домашних средств защиты от вампиров в книге значился чеснок. Я внимательнейшим образом проштудировала главу, но не нашла ссылок на качество чеснока. Зимний он должен быть или летний? Выросший из зубка или «детки»? Годятся ли для обороны зеленые перья, а также неспелые розоватые головки и соцветия? Для чистоты опыта я выбрала классическую, увесистую, сочную прошлогоднюю чесночину с подпаленными корнями. Оставалось вычислить степень эффективности и радиус действия».
Результат экспериментов: вампиры – не кровососущие упыри (разновидность нежити), а представители иной разумной расы.
За фасадом увлекательного фантастического сюжета кроются очень даже не фантастические и очень актуальные для сегодняшнего дня, довольно густо окрашенного ксенофобией, вопросы взаимоотношений между нациями. «Существуют проблемы, для разрешения которых малопригодна грубая сила. Ведь самый страшный и коварный монстр всех времен и народов – это… слухи».
Колоритные образы героев, природа и дух Белоруссии (в романе – Белории), веселый тонкий юмор доставляют огромное удовольствие читателю.
Признаться, если бы не книга Ольги Громыко, я бы в руки не взяла две следующие. Но захотелось продлить праздник души.
Однако праздника не получилось. В книге Е. Никитиной «А что вы хотите от Бабы-яги?» тоже сделана попытка обыграть сказочные сюжеты и опровергнуть сложившиеся стереотипы. Кащей – вовсе не мифический старикан, а очень даже симпатичный интеллигентный князь-алхимик, несущий груз подмоченной репутации. Королевич Елисей – не благородный решительный герой, а недотепа, опрометчиво взявшийся за поиски пропавшей невесты. Соответственно, Баба-яга тоже не старуха с клюкой, а молодая задорная ведьма, ненароком получившая в наследство величайшие магические артефакты. Но кроме занимательного сюжета, да вот этого иронического обыгрывания образов традиционных сказочных героев, автору предложить нам и нечего.
И уж совсем удручает книга Марины Миловановой «Временная ведьма». Ее героиня, работающая в офисе (чем занимается фирма – неизвестно, но деятельность самой героини сводится к попыткам уклониться от сексуальных домогательств непосредственного начальника), неожиданно вместе со своей кошкой переносится в иную реальность, получает магические способности, с помощью которых опять же уклоняется от сексуальных домогательств теперь уже правителя, который узурпировал власть, и помогает расколдовать законного короля, превращенного в довольно мерзкое существо – крысолака, но с… прекрасными синими глазами. Книга вызывает ощущение полной беспомощности как сюжетной линии, так и языка, с его неуклюжими потугами на иронию.
Жаль потраченных денег, да и времени тоже.